Постмодерн– действующая стадия развития общества. Ей предшествовали:

- модерн, с присущими ему множеством «Я» в обществе, демократическими потребностями и субъектными активациями через нравственные мотивы и цели;

- премодерн (традиционное общество), где «Я» - привилегия субъектов власти, эксплуатирующих веру в него Другими. Качествами сверхчеловека, не имеющего никаких общественных ограничений, субъекты власти наделяются именно Другими, социальными субъектами, архаично ощущающими себя, как «Мы».

- архаика, категория «Мы» в которой является доминирующим человеческим ощущением, а соответствующий этому ощущению общинный уклад, формулирует качество социокультурных коммуникаций.

Что же до последних в рамках сегодняшнего дня, то в эпоху постмодерна, всякое социокультурное коммуникативное действие – это имитация отдельными властными «Я» гражданского общества. Симулякры – имитаторы гражданских процессов, и практикабли – более сложные имитаторы социального государства и его функций, допускающие элементы реальной, но избирательной практики.

Например, процедура выборов - это симулякр, потому что ни один гражданин реально не может осуществить свой выбор и волеизъявление. Все делается за него, выборы заменили на плохо замаскированные от граждан назначения по спискам, которые подлежат оплате, или оплата выражается в виде лояльности, преданности, верности и полной бессубъектности так называемого депутата любого уровня. Общество осознает, что законодательная власть -  это придаток исполнительной, и не реагирует на депутатский корпус, понимая, что это - симуляция, симулякр, видимое ничто. Таковы признаки симулякра на примере деформации органа законодательной власти.

Другой пример, полиция, или иной орган исполнительной власти. Её можно отнести к практикаблю. Граждане пишут реальные заявления, на улице поддерживается правопорядок. Но защита прав граждан средствами уголовного судопроизводства осуществляется на коммерческой основе. Кто заплатил, тот и защищен. В обществе остро чувствуется нехватка справедливости. Это чувство тотально, массовую несправедливость ощущают все.  Таковы признаки практикабля - явления постмодерна.

Симулякры и практикабли применяются властными субъектами для атомизации и имитации гражданского общества, защиты собственного паразитизма, что поступательно десубъектизирует социальных субъектов. Наступает неравенство. Появляются супербогатые и массы бедных граждан. Средний класс намеренно ликвидируется, так как его уровень субъектности опасен для социальных паразитов. Без среднего класса общество вымирает, территория пустеет, население мигрирует.

Такие территории можно назвать пустынями жадности и безнравственности.

Но наиболее характерна для постмодерна особенная недосягаемость, почти виртуальность отдельных социальных субъектов, неподвластных Другим.

Другие – это среда, сформулированная для каждого качеством отношений с окружающими его людьми. Именно от качества отношений будет зависеть то, каким именно содержанием наполнится человек, каким будет вектор его личного развития.

Злоупотребив доверием Других, некоторым социальным субъектам удается занять более высокую социальную позицию, после чего они продолжают паразитировать на окружающих, извлекая ресурсы из их деятельности. Несомненно, спустя некоторое время, граждане, постепенно, один за другим, начинают ощущать, что в какой-то момент они были обмануты или, длительное время их жизнь не улучшается, а становится только хуже. Но к тому моменту, паразитирующие субъекты уже сформировали свою суперпозицию, используя вышеописанные симулякры и практикабли, стали недосягаемы для воздаяния.

Под суперпозицией социальных субъектов в эпоху постмодерна мы подразумеваем способность отдельных субъектов или разной величины социальных групп быть полноценными участниками социальных процессов. Занимая такую позицию, социальные субъекты стремятся уклониться от коррегирующих воздействий Других. Такие субъекты постоянно взаимодействуют с гражданами, однако граждане не в силах изменить поведение этих субъектов. Другие здесь всегда объект манипуляций ловких субъектов. Суперпозиция социального субъекта характеризуется намеренным разрывом обратных связей и защитой от корректирующих воздействий Других. В этой позиции социальный субъект творит произвол и уклоняется от всяческой ответственности.

Один из наиболее удачных примеров здесь, в качестве иллюстрации микрогосударственных, так и общепаразитарных процессов – это любая форма управления недвижимым имуществом, где группа граждан объединяется на основе совместного, соседствующего проживания, и делегируют полномочия управления, содержания и защиты общего хозяйства одному гражданину или группе лиц.

Далее, по мере усиления произвола со стороны делегатов, граждане приходят к пониманию, что с самого начала их доверие обманывалось идеями всеобщего улучшения жилищных условий, прикрывающими банальное обворовывание.

Однако, до этого и в дальнейшем, субъект власти занят укреплением своих позиций, активно применяя властный инструментарий постмодерна.

Симулякрами, в рамках нашего примера, здесь могут быть банальные, но не теряющие своей паразитарной эффективности мероприятия:

субботников, организуемых на самом деле силами граждан;

несущественные дешевые косметические преобразования, проданные гражданам как дорогие;

замена якобы устаревших приборов на новые;

непрерывный малоэффективный ремонт дорог  и т. д.

Так, при помощи симулякров, властный субъект имитирует ответственную деятельность, на самом деле маскирует свое паразитирование, втридорога оплачивая дешевые услуги деньгами граждан, которые откатятся обратно в его карман.

Практикабли же стоят на страже позиций паразитирующих субъектов. Тут и имитация внеочередных и ежегодных собраний, и регулярные (липовые) финансовые отчеты,  и очные и заочные голосования по важным и неважным вопросам, в общем – бурная официальная деятельность делегатов.

На деле они из всех сил строят кордоны из секретарей, отделов, бюро и множества других инстанций, не допускающих догадливых граждан к паразитарной верхушке. На жалобы граждан регулярно принимаются отказы в наведении правового порядка. Письма граждан идут в мусорные архивы. Менять ситуацию социальным паразитам не выгодно. Но и граждане не хотят прилагать усилия по изменению ситуацию. Они еще не утратили веру в практикабли.  Катастрофа постмодерна наступает, когда практикабли переходят в состояние симулякров. Тогда внезапно наступает социальный взрыв, социальных паразитов репрессируют, насилуют, грабят, ликвидируют антигуманными способами.

Таким образом властный субъект находится как бы в суперпозиции: гиперреален в своем производстве на Других, будучи абсолютно виртуальным для какого-либо внешнего воздействия. Другим здесь остается лишь обсуждать и говорить, в том числе, обсуждать и говорить и об отсутствии каких-либо инструментов влияния на властных паразитирующих субъектов. Такова социокультурная картина постмодерна.

Но как мы ранее писали: постмодерн – явление дня сегодняшнего, и все еще в наших силах влиять на день завтрашний. К этому людей толкает и санитарная деспотия. Границы простым людям закрыли, а бизнес-джеты продолжают летать.

Исходя из того, что жизненный путь каждого человека происходит через Других, мы можем заключить, что именно Другие являются определяющим фактором завтрашнего дня. И, если Другие наполняют каждого человека, то понимание каждого, как отдельного социального субъекта, лежит через определение качества его отношений с Другими и определение качества его действий Другими.

В условиях экономического спада уголовное и административное право  необходимо дополнить дискурсивными процедурами и массовыми этическими оценками для того, чтобы обеспечить контролируемое ухудшение положения населения и избежать социальных эксцессов: роста экстремизма и терроризма.

Дискурсивно-оценочный подход – это создание специальной сетевой конструкции (информационного концентратора), позволяющая осуществлять направленный сетевой дискурс и массовую этическую оценку в режиме реального времени, оперативно визуализировать вред (угрозу), исходящую от социального субъекта. Такая «подсветка»  позволяет мобильной толпе сетевых активистов (социально активных граждан) оказать точное гуманное влияние на социального субъекта, и предотвратить  наносимый им вред (разрушить представляемую им угрозу).

 

Информационный концентратор способен разрушать и восстанавливать доверие к социальному субъекту, технологически обеспечивать солидарное поведение мобильных толп в социальных сетях.

Доверие – социальные отношения, возникающие между социальными субъектами в отсутствие взаимных вреда и угроз.

Солидарность (солидарное поведение) – это важнейший групповой инстинкт социальных субъектов, их согласованное поведение.

Общий подход к построению дискурсивных этических регуляторов позволяет создавать сетевые информационные регуляторы поведения конкретных социальных субъектов.

Дискурсивно-оценочный подход – это  процедура оценивания этичности (нравственности, моральности) поведения конкретных социальных субъектов, опирается на дискурсивные практики конкретной жизнедеятельности этих социальных субъектов. В ходе этих процедур возникают дискурсивно-оценочные регуляторы.

Дискурсивные этические регуляторы действуют исключительно гуманно. Они просто напоминают субъекту, нежно советуют ему: «вести себя так нельзя, подумай».  Они предоставляют субъектам возможность пояснять, почему они делают так, а не иначе. А другим субъектам дают возможность оценивать социальные действия других субъектов.

В этом значении роль дискурсивно-оценочного подхода и практической дискурсивной этики важна на каждый день. Став технологией, дискурсивно-оценочный подход, включающий в себя практическая дискурсивная этику,  не нуждается в одобрении «сверху». Ее может «снизу» запустить любой институт гражданского общества, ускорив гуманитарный прогресс, утвердив ценность для человека – человек, задав идеал человека – нравственный человек, ежедневно применяя способ измерения нравственности каждого человека и определяя степень достижения его идеала. 
 

Там, где есть измерения, там есть и наука. Сегодня мы достигли такой возможности измерять сложный конструкт поведения человека – его индивидуальную нравственность, нашли способы организации дискурсов в социальных сетях, корректирующих поведения человека и значения его индивидуальной нравственности. Все это создает основу для гуманитарного прогресса и перехода к новой парадигме мышления человека, основанной на соблюдении нравственного правила «Три С»: не вреди себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом и делом. Так постмодерн может без революций перейти в более гуманную стадию общественного развития - афтепостмодерн, в которой каждый гражданин становится субъектом социальной деятельности. В постмодерне субъект умер, в афтепостмодерен субъект возродился. 

Дискурсивно-оценочный подход позволяет как разобрать паразитического социального субъекта, так и осуществить сборку нравственного социального субъекта, созидающего себя через созидание для других.  В условиях, когда любая гражданская активность подавляется, этично и правомерно применение дискурсивно-оценочного подхода к регулированию общественных отношений.

Дискурсивно-оценочный подход – это средство возрождения субъекта. Применяя данный подход, общество в режиме реального времени будет видеть угрозы и реагировать на них, эволюционируя от постмодерна в афтепостмодерн.

 

Институт субъектологии

Юнацкевич Петр Иванович, 2021

 

 

 

 
Поделиться в соц.сетях

© 2018-2021 Институт субъектологии.

^ Наверх